Прошли времена, когда компьютер был неким расходным материалом: сломался – купим новый. Время экономить, а значит – беречь и ремонтировать технику. Где и как починить свой компьютер в столице, рассказывает Алексей Евтушенко.
Поломка компьютера – маленькая трагедия почти для любого человека. Кто-то страдает интернет-зависимостью, кто-то привязан к компьютеру по работе, кто-то боится за свои бесценные документы или уникальную коллекцию порно. Хорошо, если системный блок на гарантии: звоните в сервисный центр и приезжайте туда в удобное для ремонтн иков время. А если гарантия кончилась или просто потеряны все бумажки, или вообще компьютер собран бог знает из чего?
А нужно ли чинить ваш компьютер?
Итак, у вас «сломался компьютер». То есть он или не включается, или не загружает операционную систему, или работает с несовместимыми с работой дефектами (например, хроническое появление «синего экрана смерти»). Что делать?
Обратиться к специалисту. Компьютерно продвинутых людей сейчас много, но ещё больше – считающих себя таковыми (в просторечии – «ламеры»). Организованный же сервис отличается достаточно высокими ценами. Поэтому ориентируйтесь на стоимость компьютера. Если ваш системный блок (без монитора и другой периферии!) стоит от $1000, лучше обращаться в серьёзные компании. Более дешёвые компьютеры целесообразнее доверить знакомым (или, положим, знакомым знакомых). А некоторые компьютеры лучше вообще не чинить. Себе дороже.
Внимание! Особые приметы компьютера, чинить который смысла не имеет:
- Материнская плата с сокетом 478 или А
- Видеокарта AGP
- Оперативная память с разъёмом DDR
- Был новым 5 или более лет назад
Если выполняется хотя бы одно из этих условий – время покупать новый компьютер. Проблема – как в общем износе, так и в сложности поиска запчастей. Как правило, их можно найти только на рынке б/у комплектующих. Стоят они дорого, а гарантия – чисто условная.
В конце 2008 года средний прайс на профессиональную диагностику и ремонт домашнего компьютера составлял 8–12 тысяч, что, конечно, для среднего пользователя неприемлемо. Притом что принцип открытой архитектуры, заложенный в компьютеры уже очень давно, вроде бы позволяет производить ремонт быстро и недорого.
Как ломаются компьютеры
Опыт сервисного центра компании NETLAB показывает, что примерно 50% проблем, с которыми обращаются частные лица, решаются софтверным путём – установкой нужных драйверов, лечением вирусов, переустановкой операционной системы и т.д. Из реально «железных» компонентов самыми уязвимыми оказываются блоки питания (у них к тому же есть дурная привычка «сжигать» и другие компоненты системы), жёсткие диски (содержат подвижные элементы, которые по определению изнашиваются быстрее неподвижных) и материнские платы (наиболее сложные устройства в компьютерах). Видеокарты «горят» уже заметно реже.
Вообще, придирчивый выбор блока питания – лучшая профилактика проблем с оборудованием. Да, хорошо питаться хотите не только вы, но и ваш компьютер. К счастью, последние год-два компьютеры оснащаются более-менее приличными блоками питания, но самые бюджетные модели несут в себе серьёзную угрозу. Качество более-менее гарантируют лишь серьёзные производители: FSP, InWin, Thermaltake, Zalman. Поскольку блоки питания покупают, как правило, в составе корпу сов, следует помнить, что корпус за $40 полноценным быть не может – качественный блок питания в рознице обходится минимум в $35–38.
Кто чинит компьютеры?
Ремонт компьютеров бывает блочный (замена одной детали на другую, выполняется с помощью отвёртки) и компонентный (ремонт непосредственно деталей, тут без паяльника не обойтись, а часто необходимо профессиональное оборудование). Домашний ремонт в 99,9% случаев – блочный.
Чем отличается серьёзная сервисная компания от продвинутого сына соседки? Любитель может определить, какая деталь неисправна, купить в магазине новую (такую же или аналогичную) и произвести блочную замену. В большинстве ситуаций этого, кстати, вполне достаточно. Но отремонтировать вышедшую из строя видеокарту или, например, материнскую плату любитель не сможет. Другой вопрос, что в бюджетных домашних компьютерах этого и не требуется: ремонт просто будет стоить дороже, чем новая деталь.
Почему блочный ремонт дешевле компонентного? Простой пример. В вашем бюджетном компьютере перестала работать встроенная звуковая карта. Вы можете отнести свою материнскую плату в сервис (лучше авторизованный), и там её починят. Но дешевле и быстрее будет просто купить отдельную звуковую карту, вставляющуюся в слот PCI (если, конечно, у вас есть свободный). Примерная цена вопроса – $20 и $5 соответственно. Разумеется, хороший «звучок» стоит дороже, но если вы раньше пользовались встроенным, вам наверняка всё равно.
Но есть один неприятный секрет: в сервисах тоже чаще всего ограничиваются блочной заменой. Обучить человека работе непосредственно с микросхемами довольно дорого, это могут позволить себе только серьёзные организации – такие как Hewlett Packard, например. Для того чтобы компонентный ремонт был рентабельным, нужны очень высокие цены. Например, починить принтер у HP обойдётся в фиксированную сумму – в зависимости от модели, но вне зависимости от неисправности. Как правило, 80% стоимости такого же, но нового принтера.
Это привело к изобретению такой схемы. Крупные сервисные центры, получив очередной компьютер для ремонта, быстро выполняют блочный ремонт. А неисправные детали оптом, едва ли не на вес, продают небольшим компаниям, занимающимся продажей б/у комплектующих. И уже тамошние специалисты просматривают поступивший хлам: что-то ремонтируют на скорую руку, что-то выбрасывают окончательно.
NB! Ремонт ноутбуков, а также периферии (мониторов, принтеров, сканеров и т.д.) должен производиться только специалистом в авторизованном сервисном центре.
Реальное преимущество крупных центров – в гораздо большем опыте специалистов и в знании ими стандартных проблем. Скажем, в своё время на материнских платах с 865-м чипсетом массово горели южные мосты. Ремонт этот был уже поставлен на поток: по внешнему виду платы специалист сразу определял данную поломку, и проблем с починкой, как правило, не возникало. Несмотря даже на то, что сама по себе поломка достаточно серьёзная, стоимость ремонта была невелика. Частнику потребовалось бы гораздо больше усилий, и денег он тоже взял бы намного больше.
Ахтунг – потеря данных!
Из всех возможных проблем, связанных с компьютерами самая болезненная – это утрата данных на жёстком диске. Представляете, если испорчен диск с базой «1С: Бухгалтерия», а резервное копирование не делалось очень давно или никогда? Зачастую системный администратор может решить проблему чисто программным способом, но бывают ситуации, когда без «железных» операций не обойтись. В обоих случаях вы несёте диск специалисту, а через некоторое время получаете его назад, но уже с данными. Просто второй вариант обойдётся в несколько раз дороже.
Восстановление данных – очень популярный, очень прибыльный бизнес, маржа особо нескромных ремонтников может составлять тысячи процентов. Ведь компании, равно как и многие пользователи, готовы заплатить любые деньги за то, чтобы восстановить свои документы. Прибыльность такого бизнеса удобна и для клиентов: как правило, оплата производится только по результату. Если ваши данные не спасли, платить за работу специалистов не придётся.
Нормальная же стоимость спасения данных с физически испорченного диска относительно невелика: 10–15 тысяч рублей за данные, стоимость диска-донора (хороший диск, который разбирают ради того, чтобы вылечить ваш) и стоимость итогового диска, на котором вам возвращают ваши бесценные документы, фильмы, музыку. То есть в итоге получается 15–25 тысяч в худшем случае. На данный момент (март 2009 года) восстановление данных не должно стоить больше. Так работает, к примеру, компания R.Lab, имеющая разветвлённую сеть пунктов приёма.
* * *
Компьютер – это такой домашний любимец, без которого очень трудно представить свою жизнь. Но любимцы обычно живут намного меньше, чем их хозяева. И сколько бы мы – ветеринары с отвёртками – ни лечили ваших питомцев, иногда они умирают. Это не трагедия, это порядок вещей. Желаю вам, чтобы вы пережили ещё много-много своих компьютеров.
Адреса, контакты, ссылки
Компьютерные рынки
ТК «Компьютерный центр «Савёловский»
Ул. Сущевский вал, 5, стр. 1а
Тел.: (495) 505-89-26
Компьютерный центр «Будёновский»
Пр-т Будённого, 53
Тел.: (495) 785-75-75
ТЦ «Горбушкин двор»
Багратионовский пр., 7
Тел.: (495) 737-74-74, 487-56-23, 487-56-23
Сервисные центры
НТЦ «Электрон-сервис». Сервисный центр
Ул. Образцова, 14/2
Тел.: (495) 737-93-04
R.Lab
Восстановление данных
Ащеулов пер., 9, оф. 15, код #465
Тел.: (495) 661-68-88
Пункты приёма заказов
Авторизованные центры известных брендов
Один центр может ремонтировать продукцию сразу нескольких брендов. Список не претендует на полноту, особенно в части ремонта мониторов: он производится практически «на каждом углу».
Acer
R-Style Service
Ул. Мусоргского, 5, корп 2
Ул. Таганская, 24, стр. 5
Ул. Дмитрия Ульянова, 32
Ул. Садовая-Спасская, 11
Единый тел.: (495) 514-14-12
«Сервисный центр АК Центр»
Ул. Воронцовская, 35б, корп.1
Тел.: (495) 789-85-70
Apple
DeepArtment
3-я ул. Ямского поля, 16, эт. 2 (вход в боулинг «Боу-Бол»)
Тел.: (495) 933-67-37
OnLine trade
Ленинградский пр-т, 80/2, корп. 5а
Тел.: (495) 777-19-80
«Макцентр»
Холодильный пер., 3, стр. 1
Тел.: (495) 956-32-11
«Провис»
Ленинградский пр-т, 80, под. 3, оф. 304
Тел.: (495) 363-07-59, доб. 551
MClabs
Ул. Маросейка, 6/8, стр. 4
Тел.: (916) 613-66-37
NBZ Computers
Лялин пер., 8, стр. 3
Тел.: (495) 792-58-00
PowerLine
Нахимовский пр-т, 36
Тел.: (495) 124-85-24
ASUSTeK
Центральный фирменный сервисный центр ASUS
Ул. Вавилова, 5, стр. 3, оф 302
Тел.: (495) 411-54-81
Hewlett Packard
ЗАО «Хьюлет-Паккард»
Спартаковская пл., 16
Тел.: (495) 797-35-20
Iiyama
ЗАО «Национальное бюро Информатизации»
Ул. Первомайская, 126
Тел.: (495) 231-30-51
IBS DataFort
Дмитровское ш., 9б
Тел.: (495) 967-80-80
«Всероссийская Сервисная компания»
Ул. Верхняя Первомайская, 29
Тел.: (495) 745-84-65
Lenovo
«Амета Про»
Ул. Вавилова, 42, оф.156-157
Тел: (495) 135-24-97
«Компания Helios IT-Solutions»
5-й Донской пр., 15, корп. 1, стр. 9
Тел: (495) 975-81-01
ETF Flash Trade
Ул. Наметкина, 1/3
Тел: (495) 225-52-49
Inline Technologies
Москва, ул. Октябрьская, 72
Тел: (495) 7213505
«Ланит»
Ул. Доброслободская, 5
Тел: (495) 721-91-68
CPS TC
Ул. 1-я Хуторская ул, 2, корп. 2
Тел: (495) 645-67-46
«Тенфолд»
Хорошевское ш., 35, корп. 2, оф. 506
Тел: (495) 545-32-71
«Тэнфолд Групп»
Пл. Киевского вокзала, 1, 4-й этаж, пав. 4-Б1 (ТРЦ «Европейский»)
Тел: (495) 229-26-91
Багратионовский пр., 7, корп. 3, пав. Н2-046, 4-Б1 (ТК «Горбушкин двор»)
Тел: (495) 737-5946
ул. Фестивальная, 13, стр. 1, пав. 41 (ТЦ «У Речного вокзала»)
Тел: (495) 984-50-02
Тэнфолд Групп (ТЦ «Черёмушки»)
ул. Профсоюзная, 56, пав. 2Д-13 (ТЦ «Черёмушки»)
Тел: (495) 739-06-90
Пр-т Буденного, 53, пав. И-6 (ТЦ «Буденовский»)
Тел: (495) 788-15-17
«Юнисерв»
Варшавское ш., 125
Тел: (495) 105-05-20
VIRT Technologies
Лужнецкая наб., 2/4, стр. 1
Тел: (495) 745-36-45
Digital Machines
Коломенский пр., 17
Тел: (499) 615-65-61
КРОК
Ул. Волочаевская, 15, стр. 1
Тел: (495) 974-22-88
«Лидмар»
Ул. Гончарная, 27
Тел: (495) 981-47-83
SHS
Гоголевский б-р, 10, стр. 4
Тел: (495) 980-52-06
Samsung
«Смарт Системы» (жёсткие диски)
1-й Зборовский пер., 11
Тел. (495) 963-22-82
Toshiba
«Интеррадиоприбор»
Ул. Мневники, 7, корп. 2
Тел.: (495) 783-80-08
«КПС-Технический Центр»
Шелепихинская наб., 18
Тел.: (495) 645-67-46, 797-34-34
«Эксепт»
Щёлковское ш., 5
Тел.: (495) 725-41-95, 725-41-96
АЦ СЕРСО
Ул. Советской Армии, 5
Тел.: (495) 926-83-13
Комментарии :
Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.